Александр Лисов, Елена Трусова. Два письма по поводу организации витебской народной консерватории (к 85-летию создания учебного заведения)

Организация народной консерватории в художественной жизни Витебска первых послереволюционных лет явилась одним из наиболее значительных событий. Есть основание ставить это в один ряд с такими событиями, как создание художественного училища (детища М.З. Шагала), группы художников УНОВИСа под руководством К.С. Малевича. Во всяком случае, по значимости для культурной ситуации города, весомости имен музыкантов-педагогов, которые собрались в стенах учебного заведения, консерватория едва ли уступает художественному училищу.

Создание Витебской консерватории связывают с деятельностью музыканта, дирижера и педагога Николая Андреевича Малько, возглавившего ее, много сделавшего для ее укрепления, сплотившего коллектив и не только в педагогическом процессе, но и в насыщенной и разнообразной концертной деятельности. Как пишет биограф известного музыканта, «в Витебске блистательнейшим образом развернулись его выдающиеся организаторские и педагогические способности... С поразительной энергией Малько добивается в Витебске, в этом небольшом, тихом провинциальном городке, открытия «Народной консерватории» и одновременно буквально «из ничего», из чрезвычайно пестрого по профессиональному уровню и, в общем, малого количества музыкантов, формирует оркестр»1. В приведенной цитате отмечена роль Николая Андреевича как организатора консерватории и симфонического оркестра, который в бытность дирижера в Витебске оказался наиболее творчески активным и жизнестойким коллективом.

Не умаляя организаторской роли Н.А. Малько для музыкальной жизни города, нам хотелось исправить одну часто повторяющуюся ошибку, что дало бы возможность по достоинству оценить ту творческую среду, в которой он работал. Малько не был инициатором создания консерватории в Витебске. Можно еще раз вернуться к приведенной цитате и сказать: среда местных музыкантов действительно была профессионально пестрой и неоднородной по составу, но фактом является то, что именно эти музыканты, большинство которых было представлено простыми ресторанными исполнителями, еврейскими «клейзмер», явились инициаторами создания в Витебске музыкального учебного заведения высшего уровня. Малько был приглашен ими и с энтузиазмом включился в работу по созданию консерватории.

После событий февральской революции 1917 года, на волне растущего профсоюзного движения, в Витебске было создано отделение Всероссийского профессионального союза оркестрантов, объединившее силы местных музыкантов. Значительная их часть работала в театрах Витебска. Возглавил местное отделение Союза администратор губернского театра Борис Моисеевич Суходрев. Именно в среде оркестрантов в начале 1918 года возникла идея создания Витебской консерватории. Был проведен благотворительный концерт, сбор от которого составил основу финансового фонда по организации консерватории. Для ведения дел, связанных с ее созданием, была избрана организационная коллегия из пяти членов, председателем которой стал Б.М. Суходрев2. Коллегия выработала проект Устава народной консерватории и обратилась с письмом к комиссару просвещения А.В. Луначарскому с просьбой разрешить ее создание.

В начале июня 1918 года в Петроград делегировались Б.М. Суходрев, А.Л. Бессмертный и М.В. Анцев для личных переговоров в Наркомпросе. Решение об организации Витебской народной консерватории было принято 22 июня 1918 года, тогда же заведующим музыкальным отделом комиссариата была направлена инструкция (№ 190), согласно которой подготовительные административно-хозяйственные работы по созданию консерватории поручались отделению Союза оркестрантов3, одновременно даны указания местным властям по оказанию содействия учреждению.

Представители коллегии по организации консерватории вступили в контакты с Н.А. Малько с предложением возглавить ее. Остается невыясненным, кто порекомендовал Николая Андреевича на эту должность. Возможно, рекомендации носили неофициальный характер, а возможно в музыкальном отделе Наркомпроса сделали это, зная сложное положение музыканта на тот момент.

Николай Андреевич Малько (1883—1961), выпускник Петербургской консерватории по классу Н.Н. Черепнина, сделал себе карьеру на музыкальном поприще в предреволюционные годы. Он проявил себя как выдающийся дирижер, работая в Мариинском театре (с 1909 года), участвуя в столичных концертных антрепризах, сотрудничая с самыми известными композиторами и исполнителями того времени. Музыкант зарекомендовал себя как талантливый педагог. В период февральской революции 1917 года Малько возглавил труппу Мариинского театра, стал главным дирижером бывшего придворного оркестра, переименованного в Государственный оркестр.

После октябрьского переворота, когда к власти пришли большевики, музыканты и актеры привилегированного придворного театра не спешили признавать новую власть. В консервативной среде театра произошел раскол: большинство пошло по пути саботажа мероприятий Наркомпроса, меньшая часть коллектива, к которой принадлежал, к примеру, В.Э. Мейерхольд, предложило большевикам сотрудничество. В числе тех, кто принял новую власть, был и Н.А. Малько. В силу сложившихся обстоятельств он оказался во враждебном окружении, при выборах дирижера труппы был забалотирован и вынужден был весной 1918 года уйти из театра. Он жил в пригороде, выступая с Государственным оркестром в Петербурге (концерты возобновились с апреля 1918 года) и в Павловске. В условиях военной разрухи и надвигавшегося в столицах с приходом зимы голода Малько воспринял приглашение возглавить Витебскую консерваторию как весьма лестное. Многие представители интеллигенции стремились в провинцию в поисках более выгодных материальных условий существования. Николай Андреевич взял на себя подбор педагогов для консерватории, полагая, что можно воспользоваться сложившейся ситуацией.

Публикуемые нами два письма Н.А. Малько из Павловска в Витебск, Борису Моисеевичу Суходреву, возглавившему организацию консерватории на месте, относятся к июлю — началу сентября 1918 года, времени больших надежд и активной подготовки. Вероятно, письма составляют лишь часть несохранившейся переписки. Они хранятся в фонде документов Витебской народной консерватории, принадлежащем Государственному архиву Витебской области. Письма представляют собой рукописные автографы. Ответные послания Б.М. Суходрева неизвестны. Письмо 1 датировано 17 июля с припиской от 21 июля; письмо 2—1 сентября 1918 года. В них изложена концепция Н.А. Малько по подбору педагогических кадров для консерватории. Он считал необходимым делать ставку на талантливых преподавателей, а не просто музыкантов-исполнителей. В свою очередь, он рассчитывал на Б.М. Суходрева и его способность решить на месте хозяйственные вопросы, связанные с поиском помещений для учебного заведения, приглашаемых педагогов.

Борис Моисеевич Суходрев (1870 года рождения, уроженец Витебска) принадлежал к большой еврейской семье, многие члены которой были музыкантами. Он получил лишь домашнее образование, но это не помешало ему зарекомендовать себя талантливым музыкантом и способным организатором. В дореволюционное время он был управляющим губернского театра, а после революции выдвинулся в отделении Союза оркестрантов, профессиональном союзе работников искусств, вел большую творческую и педагогическую работу. В 1921 году Суходрев был избран «пожизненно почетным членом Большого Совета» (руководящего органа) Витебской консерватории в ознаменование заслуг по ее созданию4.

Большинство преподавателей консерватории первого состава числятся на своих должностях с 1 сентября 1918 года, однако ввиду того, что решение материальных вопросов задерживалось, фактически многие приступили к работе в октябре и даже в ноябре. Примером в этом плане может служить сам Малько, который состоял в должности председателя Художественного совета (директора) народной консерватории с 15 августа, но даже 7 сентября слал письмо Суходреву из Павловска и до 12 числа выезжать не собирался (см. письмо 2). Отборочные испытания для поступающих в учебное заведение проводились в октябре, а занятия начались в ноябре 1918 года.

Текст публикуемых писем приведен в соответствии с современной орфографией, за исключением места, специально оговоренного. Ошибки исправлены без оговорок. Сокращения расшифрованы в скобках. Подчеркивания текста отмечены в примечаниях.

1

Многоуважаемый Борис Моисеевич!

Я не получил от Вас никаких вестей и это меня удивляет. Надо приглашать преподавателей, и, не зная, на каких условиях можно приглашать, я теряю людей. Слабых преподавателей можно всегда найти, но новая Консерватория, прежде всего, нуждается в значительных и действительных силах, которые могли бы сразу поставить дело на должную высоту. Лишь надо знать, какие классы удастся открыть и каких преподавателей можно приглашать. Судя по проекту Устава5, поданному Вами А.В. Луначарскому, предполагается сразу широкая постановка дела, без чего собственно и нечего было бы затевать учреждение Консерватории. В то же время, при условности и недостатках преподавания в нынешних Консерваториях, необходимо сразу же правильно ставить основное дело, — правильно поставить дело в общем идейно-художественном смысле. Вот почему далеко недостаточно пригласить пианиста, скрипача и виолончелиста, — таких найти нетрудно, вопрос лишь, будут ли это педагоги, т.к. виртуозов всегда можно выписать. Повторяю, важно сразу привлечь крупные силы по теории и классам ансамбля. К моей радости удалось найти несколько выдающихся музыкантов, которых заинтересовала новая работа, но Ваше молчание может заставить от них отказаться: время идет, и каждый спешит остановиться на том или другом предложении. Я писал Вам дважды, ответа не получаю, предупреждаю, что всякое промедление может самым вредным образом отразиться на делах Консерватории.

Мной намечены пока следующие преподаватели6: фортепиано7 — слитно г/оспо/жа Мериин8, лауреатка Пет/роградской/ Конс/ерватории/ (окончила 2 года назад), скрипка — И.Э. Кениг9, бывш/ий/ дирижер балета Мар/иинского/театра, скрипач оркестра Мар/иинского/т/еатра/, артист выдающийся по школе и как педагог, превосходный концертмейстер (в концертах Зилоти10 ряд сезонов); если можно было бы найти лучшего солиста, то это никогда не уйдет на 2-й, 3-й год; как педагог Кениг — явление исключительное. Виолончель — Шпильман11, лауреат, подающий надежды, как хороший серьезный работник. Пение: с Тартаковым12 ничего не выйдет (на концерт в августе он приедет13); думаю о Томарсе14, хорошем певце и педагоге. Теория — настаиваю на Асафьеве (Игорь Глебов)15, который должен решить дело на днях; о его исключительной ценности я уже писал; И.Н. Прокофьев16 нужен нам как виолончелист, руководитель кл/асса/ ансамбля, фаготист и администратор. О духовых мне надо знать также тотчас, ибо, повторяю, всякий спешит устраиваться на зиму.

Как дело с помещением? Как вопрос с администрацией? Предлагает ехать в Вит/ебск/ в качестве правителя дел один из весьма дельных лиц в здешнем Музык/альном/ Отделе17. Если есть возможность, надо сделать; мы приобретем хорошего работника и укрепим связь с Комис/сариатом/ Просвещения через лицо, хорошо знающее нынешний правительственный аппарат.

Назначайте день моего концерта. Я могу выехать в понедельник 29 июля и должен вернуться к среде 7 августа. Думаю, удобный день для концерта суббота 3 или воскрес/енье/ 4 августа. Программа — Чайковский. Если «4-я симф/ония/», то Отд/еление/ I — «4-я симф/ония/», Отд/еление/ II — «Ромео и Джульетта»; романсы — Э.В. Тартанов, «Полонез» из III сюиты. Если «6-я симф/ония/, то: Отд/еление/ I — «Полонез» из III сюиты; «Ромео»; Романсы; Отд/еление/ II — 6-я симф/ония/18.

Есть ли какие-либо виды на квартиру? (6—5 комнат) Я не настаиваю, чтобы квартира была непременно близко от Консерв/атории/; лишь бы было тепло и удобно (с обстановкой)19.

Жду от Вас самого скорого ответа; мне надо точно знать, в каких цифрах могут выразиться гонорары преподавателей, что платят за участие в концерте концертмейстерам, духовым. Я уже писал, что преподаватели обязаны участвовать в оркестре. Конечно, необходимо пригласить гобоиста; у меня есть в виду один лауреат, окончивший в этом году (Данскер20), играющий у меня сейчас в Павловске 1-й гобой.

Спасибо, что выручили деньгами Митю21, верну с благодарность/ю/ как приеду.

В ожидании Вашего ответа
Преданный Вам Малько.
17/VII 1918 /года/
Павловск
Поляковская ул/ица/, 13

/P.S./ Дальнейшее промедление с Вашей стороны может поставить меня в положение, в котором я не буду в состоянии выполнить взятых на себя обязанностей — одного директора для консерватории мало22.

(Государственный архив Витебской области. Ф. 1050. Оп. 1. Д. 8а. Л. 22, 22 об.)

2

Многоуважаемый Борис Моисеевич!

А.В. Луначарский приезжал на короткое время. Цшохер видал его наскоро на вокзале23. Все вопросы остались снова невыясненными. А.В. Лун/ ачарский/ возвращается в понедельник 9 сент/ября/, когда Цшохеру назначен разговор/;/ я не верю, что А/натолий/ В/асильевич/ вернется в понед/ельник/; дай Бог, чтобы он приехал 10 или 11. Тогда он приедет на долгое время. Я с Цшохером должен, наконец, всего добиться: 1). Ассигновки в 40 тысяч; она, по словам А.О. Цшохера, мож/ет/ быть проведена при представлении здесь сметы. Это он взял на себя. 2). Надо, наконец, установить тип учебного заведения. Это находится в связи с назначением эмиссара. А.О. Цшохер категорически решил уйти из Петербурга, и этот вопрос решится также теперь. Вам следует подготовить в Витебске почву для избрания А.О. Цшохера эмиссаром по искусствам Вит/ебской/области24.

Я не поехал сейчас в Вит/ебск/, т/ак/ к/ак/ это бесполезно до решения вышеуказанных вопросов. В лучшем случае выеду вместе с А/льфредом/ О/скаровичем/ во вторник 11 или среду 12 сент/ября/. Кстати, прошу Вас, устройте мне квартиру в помещении Конс/ерватории/ (если можно, в нижнем этаже) и имейте в виду, что необходимо будет помещение для «Эмиссариата по искусствам» (Канцелярия — 3—4 комнаты и 1—2 квартиры). Я думаю, в наших интересах поместить «Эмиссариат» в здании Консерватории. Обдумайте это.

Помогите мне устроить моих поскорее в Витебск Если есть квартира, я просто по приезде найду для нее мебель. Если нет, помогите найти хоть одну-две комнаты, куда Раиса Петр/овна/с дочкой могла бы переехать25. С преподавателями задержки, кот/орые/, конечно, объясняются общей неопределенностью: из-за Шуман пошел на нас войной Завед/ующий/ Подотдел/ом/ Государственных/т/еатров/ Экскузович26, который выбрал простой пункт: предсказывает всякие напасти Консерватории и дискредитирует дела. Однако Шуман все же будет, ставьте его имя: Отто Рейнгольдович Шуман, солист орк/естра/ Государственной/ Русск/ой/ Оп/еры/ — валторна27.

Грюнерт28 медлит. Прокофьев отказался. Гобоистов нет. Приходится пока ждать Грюнерта. В крайн/ем/ случае пока будем выписывать гобоиста. Трубача ищу, послал телегр/амму/ Брандту29 (б/ывшего/ Придв/орного/ орк/естра/) — этот был бы хорош. Асафьев серьезно болен, я не могу даже видеть его. Надеюсь, сегодня, завтра увидеть его. Григорович30 уехал в деревню в Тверск/ую/ губ/ернию/. Послано письмо, чтобы телеграфировал. Как с певцом? Если нет, буду разыскивать Супруненко31. Просится на кл/асс/ фортеп/иано/ Анна Павл/овна/ Эглит-Яцына32 (знает /ее/ М.В. Анцев33). Если есть вакансия, она, на мой взгляд, была бы подходящей.

Повторяю, дело задерживается из-за неопределенности общего положения. Сначала потянули дело в Витебске, главный же тормоз — Музык/альный/ отдел34.

Сердечный привет Ваш Малько.
7 сент/ября/ 1918 /года/
Павловск

/P.S./ Телеграфируйте до 12-го в Павловск

(Государственный архив Витебской области. Ф. 1050. Оп. 1. Д. 8а. Л. 3—4)

Примечания

1. Малько Н.А. Воспоминания. Статьи. Письма. Л., 1972. С. 21—22.

2. Государственный архив Витебской области. Ф. 1050. Оп. 1. Д. 10. Л. 1—3 об.

3. Там же. Д. 9. Л. 7.

4. Там же. Д. 29. Л. 5.

5. Там же. Д. 9. Л. 1—4 об.

6. Подчеркнутые тексты отмечены в оригинале документа, написанном чернилами, подчеркиванием карандашом.

7. Выделенное в публикации документа курсивом в оригинале подчеркнуто Н.А. Малько.

8. Мериин Вера Давыдовна, 1893 года рождения, окончила Петроградскую консерваторию с премией А.Г. Рубинштейна — в Витебской народной консерватории с 1 сентября 1918 г. руководитель класса фортепиано, профессор, декан фортепианного факультета.

9. Кениг Иосиф Эрнестович — скрипач, солист оркестра Мариинского театра с 1899 г. Н.А. Малько был о нем высокого мнения. В гораздо более позднее время, в письме Н.Я. Мясковскому от 22 июля 1930 г. из Карлсбада он писал о Кениге как о «совершенно замечательном оркестровом скрипаче» (См.: Малько Н.А. Воспоминания. Статьи. Письма. С. 199). В Витебске не работал.

10. Зилоти Александр Ильич (1863—1945) — известный русский пианист и дирижер, организатор в Петербурге знаменитой концертной антрепризы, делал обработки музыкальных произведений. Был управляющим труппой Мариинского театра. При Временном правительстве стоял во главе художественной части театра. В Витебской консерватории не работал, с 1919 г. жил за границей.

11. Шпильман Семен Михайлович, 1884 года рождения, учился в Петроградской консерватории (1908—1917), удостоен премии имени Рубинштейна — в Витебской народной консерватории работал в 1918—1920 гг. в качестве руководителя класса виолончели.

12. Тартаков Иоаким Викторович (1860—1923) — русский певец, в 1909—1923 гг. — главный режиссер Мариинского театра. С кандидатурами на руководство классом пения Н. А Малько особенно не везло. После того как от предложения работать в Витебске отказался И.В. Тартаков, он делал предложения И.С. Томарсу и И.Г. Супруненко (см. письмо 2).

13. О концерте И.В. Тартакова в Витебске в августе 1918 г. сведениями не располагаем. Известно, что певец приезжал в Витебск с концертами в ноябре 1921 г.

14. Томарс Иосиф Семенович (1867—1934) — певец, педагог, выпускник класса С. Габеля Петербургской консерватории (1889), в 20-е гг. преподавал в ней. В Витебске не работал.

15. Асафьев Борис Владимирович (1884—1949) — русский музыковед и композитор, выпускник Петербургской консерватории по классам теории композиции и инструментовки. С 1914 г. начал печататься в журнале «Музыка» под псевдонимом «Игорь Глебов». С Н.А. Малько поддерживал дружеские отношения, однако в силу характеров отношения их в послереволюционные годы ухудшились. Не последнюю роль в этом сыграл и инцидент, связанный с предложением со стороны Малько занять место педагога Витебской консерватории, от которого Асафьев отказался. Малько спустя годы пишет в письме Н.Я. Мясковскому от 18 июля 1930 г. о добрых отношениях с Асафьевым и «о неприятных удивлениях»: «...я издали наблюдал, как Асафьев менялся или подвергался влияниям. Полной неожиданностью явилась для меня его обида, когда я звал его в Витебск (осень 1918 г.). Из-за фразы «я с вами поторгуюсь» (сумму назначал не я) он неожиданно написал мне, что я умею «создавать врагов». Когда я был в Витебске или Москве (значит, уже года через 3—4), мне точно говорили о враждебном отношении ко мне Асафьева. Мне было больно, но я ничего не понимал». (См.: Малько Н.А. Воспоминания. Статьи. Письма. С. 193—194). Вспыльчивый характер Малько и его неосмотрительные остроты привели к размолвке с Асафьевым.

16. Биографических сведений об И.Н. Прокофьеве нет. В Витебской консерватории он не работал.

17. Как вытекает из содержания письма 2, речь идет здесь о Цшохере Альфреде Оскаровиче, музыковеде, юристе. В 1918 г. Цшохер работал в Петрограде в музыкальном отделе Народного комиссариата просвещения. Решение его перебраться в Витебск было связано, как и у многих представителей интеллигенции, с трудным материальным положением в столичных городах. В сентябре 1918 г. А.О. Цшохер был назначен уполномоченным на правах эмиссара музыкального отдела Наркомпроса, он занял пост заведующего музыкальной секцией (подотделом) Витебского губисполкома. Одновременно, он преподавал в Витебской консерватории курс истории музыки. По свидетельству других архивных документов, будучи высокого мнения о деловых качествах Цшохера, Н.А. Малько на стадии организации консерватории и музыкального отдела в Витебске лоббировал его кандидатуру, что не гарантировало их в дальнейшем от конфликтов. (См.: Лисов А., Трусова Е. Уполномоченный по музыкальным делам (незавершенный биографический очерк об А.О. Цшохере) // Малевич. Классический авангард. Витебск. 6 / Под ред. Т.В. Котович. Витебск, 2003. С. 85—118.

18. Концерт Н.А. Малько в намеченные сроки в Витебске, вероятно, не состоялся. Во всяком случае, сообщений местной прессы о нем нами не выявлено. На это же указывает косвенно содержание письма 2, где Николай Андреевич пишет, что «не поехал сейчас в Витебск, так как это бесполезно до решения... вопросов» по организации консерватории.

19. Вопрос о помещении для консерватории и о квартирах для преподавателей, приглашавшихся в Витебск, как видно даже из двух писем НА. Малько, был одним из наиболее волновавших его. Очевидно, Б.М. Суходрев давал на этот счет какие-то обещания со своей стороны, но в свою очередь писал, по-видимому, и о серьезности положения с жильем в прифронтовом городе, перенасыщенном тыловыми частями и госпиталями. В последующем проблема с помещением оказалась для Витебской народной консерватории одной из самых неразрешимых. За период 1918—1924 гг. учреждение много раз меняло адрес. Первое из этих помещений, дом Путцеля на Смоленской улице, предоставленный ему осенью 1918 г., оказался пристанищем на короткий срок. В большинстве случаев преподаватели консерватории вынуждены были искать себе жилье сами. Заметно то, что, требования Н.А. Малько к собственной квартире, о которой он просит Б.М. Суходрева, также снижаются (см. письмо 2).

20. О.Л. Данскер впоследствии стал составителем единственной до сегодняшнего дня книги воспоминаний и статей Н.А. Малько, изданной в СССР, на которую мы уже ссылались: Малько Н.А. Воспоминания. Статьи. Письма / Сост. и авт. прим. О.Л. Данскер. Л., 1972. В Витебской консерватории не работал.

21. О ком идет речь, не ясно.

22. Письмо Н.А. Малько, написанное чернилами, имеет приписку (P.S.), сделанную карандашом и датированную «21/VII» — неразборчиво.

23. Напомним, что в марте 1918 г. большевистское правительство переехало из Петрограда в Москву. Структуры Наркомпроса оказались разделенными на два отдела Петроградский и Московский. И нарком А.В. Луначарский, пытаясь координировать их деятельность, вынужден был первоначально совершать многочисленные переезды.

24. Н.А. Малько настоятельно рекомендует на должность эмиссара по музыкальным делам А.О. Цшохера, что имело результат — Б.М. Суходрев, возглавивший в организационный период Хозяйственный комитет создаваемой консерватории, поддержал его. Следует вместе с тем отметить, что первоначальная позиция Суходрева и местной музыкальной общественности была иной. Она отражена в обращении Хозяйственного комитета в музыкальный отдел Наркомпроса, в котором сказано: «В целях упорядочения музыкального дела в г. Витебске и наиболее целесообразного применения труда в этой области, а также во избежание так часто совершавшейся до сего времени эксплуатации народных масс, особенно рабочего класса, как наиболее доверчивого и мало опытного в делах искусства, Управление Витебской На — родной Консерватории просит учредить при существующем в г. Витебске Отделе Народного Образования Музыкальный отдел, предоставив Управлению Консерватории совместно с членами Витебского Отдела В/сероссийского/ С/оюза/ О/ркестрантов/ избрать из своей среды или из местных музыкальных деятелей (выделено нами. — А.Л., Е.Т.) компетентного в делах искусства Заведующего упомянутым Отделом. Последний, на правах комиссара искусства, должен будет вести регистрацию лиц, занимающихся в г. Витебске преподаванием музыки, производить учет безработных музыкантов, регулировать взаимоотношения между антрепренерами и содержателями различных театров с оркестрантами и пианистами, а также принять на себя защиту интересов всех тех тружеников искусства, у которых музыка является единственным или главным источником добывания средств для жизни» (Государственный архив Витебской области. Ф. 1050. Оп. 1. Д. 10. Л. 6, боб.). Документ датирован 16 августа 1918 г., т. е. более ранней датой, чем письмо 2 Н.А. Малько. Как видно из приведенного текста, местные музыканты хотели видеть в лице администратора, заведующего музыкальным отделом своего представителя. Практически же эту должность занял А.О. Цшохер, совместив ее с должностью эмиссара (уполномоченного центра).

25. Степанова (сценический псевдоним — Олина) Раиса Петровна, 1881 г. р., жена Н.А. Малько — певица, солистка Русской императорской оперы, преподавала сольное пение в учебных заведениях Петрограда. С сентября 1918 г. — профессор, руководитель класса сольного пения Витебской консерватории.

В письме Н.А. Малько упоминает также свою приемную дочь (дочь Раисы Петровны от первого брака) Иванову Наталью Ивановну (1901—1979), выпускницу Царскосельской Мариинской гимназии. В 1919—1922 гг. она училась в Витебском народном художественном училище у В.М. Ермолаевой и К С. Малевича, была членом группы супрематистов УНОВИСа.

26. Экскузович Иван Васильевич (1882—1942) — советский музыкальный и общественный деятель, инженер. С 1917 г., благодаря поддержке А.В. Луначарского, был назначен управляющим Государственными академическими театрами.

27. Речь идет о Шумане Отто Рейнгольдовиче, 1868 года рождения, выпускнике Петербургской консерватории. С 1890-х гг. он вел концертную и педагогическую деятельность в русской столице: был солистом-валторнистом симфонического оркестра Русского императорского музыкального общества, первым валторнистом-солистом Русского императорского оперного театра. В Витебской народной консерватории преподавал с 1 сентября 1918 г. в качестве руководителя класса валторны, помощника инспектора, члена Совета консерватории (руководящего органа учебного заведения). О.Р. Шуман в отличие от многих приезжих педагогов прожил в Витебске значительную часть жизни. В 20-е гг. он был свидетелем ряда реорганизаций учебного заведения. В Витебской консерватории работала также его сестра — Евгения Рейнгольдовна. В соответствии с современными правилами языка следовало писать в тексте письма в первом случае: «из-за Шумана».

28. Биографическими сведениями о Грюнерте не располагаем. В Витебской народной консерватории он не работал.

29. Сведений о Брандте нет. В Витебской консерватории он не работал.

30. Григорович Карл Карлович (1868—1921) — скрипач-виртуоз, выпускник Венской консерватории. В предреволюционные годы вел активную концертную деятельность, возглавлял Мекленбургский квартет. Имел большой опыт преподавательской деятельности в учреждениях Петербурга и Москвы. В1918—1921 гг. руководитель класса скрипки и декан струнного факультета Витебской народной консерватории.

31. Супруненко Иосиф Гаврилович (1861—1936) — певец, педагог, выпускник Петербургской консерватории по классу К. Эверарди (1885). В 20-е гг. преподавал в той же консерватории. В Витебске не работал.

32. Биографическими сведениями об А.И. Эглит-Яцыной не располагаем. В Витебской консерватории она не работала.

33. Анцев Михаил Васильевич (1865—1945) — композитор, педагог, учился в Варшавском музыкальном институте и Петербургской консерватории. С 1896 г. жил в Витебске, преподавал пение в общеобразовательных учебных заведениях, публиковал музыкальные рецензии в местной прессе, автор учебных пособий по теории музыки, хоровому пению, музыкального справочника. Создатель композиций для скрипки, хоровых сочинений, духовных произведений, романсов. В период организации Витебской народной консерватории входил в состав организационной коллегии, с сентября 1918 г. был руководителем класса теории музыки, первоначально вел канцелярию — делопроизводство в ней.

34. В данном случае имеется в виду музыкальный отдел Наркомпроса.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница

 
 
Яндекс.Метрика Главная Контакты Ссылки Карта сайта

© 2024 Казимир Малевич.
При заимствовании информации с сайта ссылка на источник обязательна.