Предисловие

Сборник материалов «Малевич. Классический авангард. Витебск. 9» — продолжение проекта, начало которому было положено в 1994 году во время I Международного пленэра «Малевич. УНОВИС. Современность». На протяжении этой долгой истории в осуществлении идеи нам помогали разные люди, и мы исполнены благодарности за их отношение к нашему городу.

Для каждого человека место, где он появился на свет, обретает значение и смысл особого порядка, и каждому оно дорого как начало его собственного пространства и времени. Мы, живущие в Витебске, связаны с нашим городом интимной, мистической связью, «серебряной нитью». Когда в апреле 2002 года со спектаклем «Шагал... Шагал» мы, группа от Коласовского театра, были в Париже, специально для нас устроили экскурсию в Гранд-Опера, где показали плафон, расписанный Марком Шагалом в конце 60-х. Среди фрагментов на темы самых известных произведений музыкального театра в росписи потолка мы увидели уголок Витебска — Шагал словно приветствовал своих земляков и через пространство и время истории посылал весточку о своей любви и памяти. Как хотелось нам воспарить над креслами зала, взмыть под потолок, чтобы рассмотреть поближе этот кусочек города, догадаться о том, что вспоминал Шагал в далеком Париже, и сохранилось ли это место до сего дня... Всякий раз, когда начинается на витебской сцене спектакль «Шагал... Шагал», я рассказываю зрителям об этом, и вновь светится серебряная нить памяти и связи через век Для Шагала Витебск был не просто родным городом, он был светом — «Мой город! Меня не забыл ты еще?/ Река твоя в теле моем течет...», «Я целовал тебя всеми своими красками на всех своих картинах!» Витебск был тайной и трагедией неразделенной любви... Шагал возвращал городу свои долги и прославил его имя в мире.

Казимир Малевич создал свой философский корпус текстов в Витебске. Этот город стимулировал его мысль. Это небо, по воспоминаниям М. Бахтина, отверзало ему бездну, полную звезд и могучего энергетического потенциала.

Этот странный провинциальный город, завороживший Сергея Эйзенштейна, «как многие города Западного края — из красного кирпича. Закоптелого и унылого. Но этот город особенно странный. Здесь главные улицы покрыты белой краской по красным кирпичам. А по белому фону разбежались зеленые круги. Это Витебск 1920 года. По кирпичным его стенам прошлась кисть Казимира Малевича. Супрематические конфетти, разбросанные по улицам ошарашенного города...» В моем видеофильме «Серебряный шнур» 1991 года звучит песня А. Малея на слова В. Чукина, членов творческого объединения «Квадрат»: «Витебск двадцатых, провинциальный, / На сорок церквей перезвон / Барышни в белом, барышни в красном / И Витьбы заснеженный сон / Витебск двадцатых, непредсказанный, / Где-то рисует Пэн, / Но вот врывается век двадцатый/ Супрематизмом стен: / Дома из красного кирпича, булыжная мостовая, / Еще не знают купола, насколько жить осталось...» Эти супрематические конфетти не сгинули в 20-е годы, стоит только пройти по улице Ленина вниз, и на углу с ул. «Правды» вспыхнет бьющий прямо в глаза Черный квадрат, а под ним и сбоку от него красные, синие, белые треугольники, вытянутые линии, круги и окрашенные плоскости — роспись, сделанная по эскизам Малевича художниками творческого объединения «Квадрат».

Всякий раз, когда наступает ноябрь, и Витебск погружается в слякоть и раннюю вечернюю дрёму, поднимаюсь по улице «Правды» к улице Ленина и ясно представляю себе время 85-летней давности — такую же сырую позднюю осень, переметеливающуюся в зиму, и ясно вижу фигуры и лики этих людей, которые создавали Школу в знаменитом теперь доме. Они словно окружают меня, во мне словно возбуждается память о никогда незнаемых, но таких близких и дорогих людях, и я ощущаю свои собственные долги — перед ними и перед Городом, где нам выпало счастье жить... «мой город! мой город! я целовал тебя...»

В конце октября 2003 года в Витебске состоялись Дни 85-летия Витебского народного художественного училища. В рамках этих Дней состоялись чтения, в которых принимали участие Д.Е. Горбачев, кандидат искусствоведения (Киев), В.В. Тарасенко, кандидат философских наук (Москва), Т.В. Горячева, кандидат искусствоведения (Москва), А.Г. Лисов, кандидат искусствоведения (Витебск), Т.В. Котович, кандидат искусствоведения (Витебск), А.В. Малей, художник (Витебск), Л.Д. Наливайко, кандидат искусствоведения (Минск), И.П. Холодова, ст. научн. сотрудник ВОХМ.

Состоялось открытие фотовыставки художника и режиссера Л. Мондзика (Польша), фотовыставки С. Головача (Москва) и выставки работ Арт-студии современного искусства под руководством А. Малея; презентация сборников «Малевич. Классический авангард. Витебск. 6» и «Малевич. Классический авангард. Витебск. 7», а также «Энциклопедии русского авангарда» Т. Котович; презентация факсимильного издания Государственной Третьяковской галереи «Альманах УНОВИСа», автор старший научный сотрудник, кандидат искусствоведения Т. Горячева, и книг российского издательства «RA» А. Сарабьянова.

23 февраля 2004 г. состоялся вечер «125 лет Казимиру Малевичу». На сцене Национального академического драматического театра им. Я. Коласа был показан Супрематический балет, автором которого является Татьяна Котович, хореографом Анастасия Махова, компьютерный дизайн Алексея Ермака, исполнители — студия «Параллели». Произведение посвящается памяти Казимира Малевича и его ученицы Нины Коган, которая создала в Витебске первый Супрематический балет в феврале 1920 г. в Латышском клубе на ул. Пушкинской, 2. Он акцентировал геометрию пространства через передвижение геометрических фигур квадрата, круга, линии, дуги и т. д., Супрематию первенства черного квадрата как некой высшей реалии, главенствующей над любыми формами и идеями.

Во второй части вечера состоялась торжественная акция по передаче коллекции работ заслуженного деятеля искусств Беларуси Александра Александровича Соловьева и его уникальной библиотеки, собранной за 50 лет жизни в искусстве. Этот дар городу является благородным жестом Мастера, и город преклоняет колено перед величием души художника.

Александр Александрович Соловьев прожил блестящую жизнь в искусстве. Долгое время он был главным художником Национального академического драматического театра имени Я. Коласа. Его творческая жизнь является связующим звеном между авангардом 20-х годов и сегодняшним днем в искусстве Витебска. Его мировоззрение, талант, видение мира и обаяние позволили сплотить молодых художников еще в середине 60-х годов, что повлияло на культурную жизнь Витебска. В 1994 году он принял участие в I Международном пленэре «Малевич. УНОВИС. Современность».

Александр Соловьев, всегда активный в своем творчестве, не успокаивается ни на одну минуту. Этот человек, эта личность, этот художник живет свою жизнь, как птица, в полете.

В третьей части вечера состоялось выступление камерного оркестра Областной филармонии под руководством В. Корнеева.

Приезд в Витебск Марка Шагала в конце 1918 года имеет принципиальное значение, как точка, от которой начинается движение по развертыванию витебского социокультурного феномена, — словно око тайфуна, она расположена на шкале одной частной биографии и обозначает целый вихрь явлений, обстоятельств, последствий, концентрируя в себе одной все смыслы, все дни, все имена. Окно его кабинета в доме по ул. Бухаринской, 10 словно распахнуто в целый мир значений и текстов.

Мы по-прежнему признательны всем, кто сотрудничал с нами на протяжении всего времени осуществления проекта. И приветствуем всех, кто был, есть и будет с нами на этой дороге творческих, научных изысканий и созидания.

Татьяна Котович

  К оглавлению Следующая страница

 
 
Яндекс.Метрика Главная Контакты Ссылки Карта сайта

© 2024 Казимир Малевич.
При заимствовании информации с сайта ссылка на источник обязательна.