Т. Котович. «Казимир Малевич»

Все события в Витебске в 2004 г. прошли под знаком 125-летия Казимира Севериновича Малевичи. Это был вечер 23 февраля в Национальном Академическом драматическом театре им. Якуба Коласа с показом супрематического балета, а также конференция, которая состоялась в конце ноября, и художественные акции в ознаменование 85-летия приезда Казимира Малевича в Витебск и начала его Витебского периода.

Казимир Северинович Малевич (1879—1935), художник, один из лидеров русского авангарда. Крупнейшая фигура авангардистского движения. Новатор искусства XX в., создатель супрематизма.

За 15 лет творчества прошел путь от реализма до новейших тенденций в искусстве: «Малевич действительно, прошел по этим течениям как некий смерч, который выдул из них все лишние наслоения и обнажил стилеобразующий ствол. Пока другие последователи развивали, а вернее, варьировали кубизм и футуризм, Малевич шел дальше, не тратя времени на обогащение уже найденного другими. Он, пожалуй, одним из первых нащупал те предельно простые стилеобразующие элементы, которые стали основой стиля XX в. Конечно, не все элементы стилеобразующего ядра, но одни из важнейших» (О. Хан-Магомедов).

В творчестве Малевича отражены все этапы эволюции современного искусства от импрессионизма до беспредметности. Он совершил скачок к новому, собственному пути в искусстве. Учился в Киевской рисовальной школе (1894—1896), посещал студию Ф. Рерберга в Москве (1904). С 1907 г. регулярно участвует в выставках Московского товарищества художников. Выставка «Бубнового валета» в декабре 1910 г. («Купальщица», «Фрукты», «Прислуга с фруктами») — первый шаг в авангард.

Ранний период творчества Малевича — импрессионистический (эту стадию прошли все художники авангарда). В 1908 г. начинается новый период: Малевич работает в неопримитивистском стиле. В 1910 г. приглашен Ларионовым участвовать в первой выставке «Бубнового валета». В 1909—1912 гг. создает первый крестьянский цикл. Круг его сюжетов: крестьяне в поле, в церкви, крестьянские портреты. Здесь он усугубляет статику, утяжеляет массивность фигур, создает объемные формы. Знакомится с М. Матюшиным, дружить и сотрудничать с которым Малевич будет всю жизнь.

В 1911 г. созданы кубистические работы («Туалетная шкатулка», «Станция без остановки»). В 1912 г. — кубофутуристические работы («Уборка ржи», 1912; «Крестьянка с ведрами», 1912; «Утро после вьюги в деревне», 1912; «Жница», 1912) — «заумный реализм»

Сам Малевич называет период 1913 г. «кубофутуристический реализм», «алогизм форм»: «Авиатор», «Корова и скрипка», «Англичанин в Москве», «Дама на остановке трамвая» построены на принципе алогизма, воспроизведения многомерного пространства, составленного из фрагментов.

В 1913 г. Малевич входит в «Союз молодежи» вместе с Бурлюками, Татлиным и Моргуновым. Принимает участие в диспутах. Быстро проходит все стадии распространенных в Европе стилевых направлений (кроме модерна, который мало заметен в творчестве Малевича).

В июле на даче М. Матюшина в Уусикир-кко состоялся Первый всероссийский съезд футуристов (Матюшин, Малевич, Крученых), который завершился публикацией манифеста о создании оперы «Победа над Солнцем».

В 1915 г. Малевич создает супрематизм, это скачок в беспредметность, революция в живописи, преодоление земного притяжения ради достижения безве-сия, переход к принципиально новым формам познания. На «Последней футуристической выставке картин 0,10» Малевич выставляет 39 беспредметных работ под названием «Новый живописный реализм» (супрематизм не фигурировал). Здесь демонстрируется «Черный квадрат».

Витебский период (1919—1921) — один из самых плодотворных в творчестве Малевича. С появлением его в Витебской художественной школе меняется вся жизнь и школы и города. В 1920 г. организовывает УНОВИС (см.: УНОВИС). Занимается продвижением своего педагогического метода, пишет теоретико-философские труды. Занимается оформлением улиц города к праздникам, росписью помещений, кафе, столовых и трамваев.

Цветопись витебских трибун Малевича связана с его работами в агитмассовом искусстве, она была принципиальной, заключая в себе цветоформулы как общие принципы зарождающейся новой полихромии. Проекты трибун сопровождали «цветные таблицы»: «Супрематические вариации и пропорции цветных форм для стенной покраски дома, ячейки, книги, плаката, трибуны. 1919-й год. Витебск. К. Малевич», «Принцип росписи стены, плоскости или всей комнаты, или целой квартиры по системе супрематизма (смерть о боям...)». По этому эскизу расписана в Витебске в 1998 г. художниками объединения «Квадрат» стена дома на углу улиц «Правды» и Ленина, недалеко от здания, в котором размещался в 20-е гг. УНОВИС. Это — выражение концепции цветопространства, где формы и цвет соотносятся, т.к. они связаны не сами по себе, а пространством. Малевич подчеркивает особые качества пространственности, создаваемые белым цветом. «Принцип росписи стены» опубликован в альманахе «УНОВИС» № 1 как проект трибуны с надписью в левом нижнем углу: «Труд, знание и искусство — основы коммунистического общества (исполнитель В. Ермолаева)». Позднее надпись стерта и проект трибуны Малевич превратил в роспись стены с новым текстом.

Малевич — общественный деятель, организатор, лидер групп. В 1916 г. организовал группу «Супремус», которая занималась разработкой супрематизма. После революции присоединяется к Объединению левых художников. Член комиссии по охране художественных ценностей искусства и старины, комиссар по охране ценностей Кремля. В 1923 г. реорганизует Музей художественной культуры (МХК) в Институт художественной культуры (ИНХУК), который в феврале 1925 г. получит государственный статус (ГИНХУК). Директор ГИНХУКа, руководит формально-теоретическим отделом, отделом материальной культуры.

Плодотворна педагогическая деятельность Малевича: в 1918 г. в Петрограде возглавляет студию в СВОМАСе, в 1919 г. в Москве руководит мастерской по живописи и текстильной мастерской (с Н. Удальцовой) в СВОМАСе.

Осенью приезжает в Витебск по приглашению В. Ермолаевой и Л. Лисицкого для преподавания в Витебской народной художественной школе — ВХШ. Осуществляет свой педагогический метод.

Малевич вводит новый тип обучения в ВХШ. С 1929 г. читает лекции в Киевском художественном институте, в 1930 г. — в Доме искусств в Ленинграде. Тогда же заключен в тюрьму (первый арест был в Витебске).

Малевич — крупный теоретик искусства. Пишет работы «От кубизма к супрематизму. Новый живописный реализм» (изд. в 1916 г. в Петрограде), «О новых системах в искусстве» (будет издана в Витебске, в УНОВИСе). В Витебске созданы главные философско-теоретические труды «Супрематизм. Мир как беспредметность, или Вечный покой» (февраль 1922 г.) и «Супрематизм как беспредметность, или Живописная сущность» (март 1921 г.). В 1926 г. излагает теорию прибавочного элемента. В 1927 г. заканчивает серию таблиц.

Как театральный деятель в конце 1913 г. оформляет оперу «Победа над Солнцем». Костюмы содержали праструктуры будущих супрематических полотен. Малевич придавал опере значение этапного произведения. На занавесе спектакля впервые появляется «Черный квадрат».

В Витебске в 1920 г., когда В. Ермолаева задумывает постановку «Победы над Солнцем», консультирует и делает эскиз костюма Будетлянского Силача. В 1918 г. оформляет первую постановку «Мистерии-буфф» В. Маяковского в Петрограде.

На выставке «Беспредметное творчество и супрематизм» (1919) выставляет 16 работ, в том числе «Белое на белом». Издает альбом «Супрематизм. 34 рисунка» (1920). К 1920 г. завершается период супрематизма.

В 1922 г. едет в Петроград. За ним следуют его ученики и последователи. Разрабатывает эскизы посуды, участвует в выставках. Исследует возможности новой архитектуры. Разрабатывает пространственный супрематизм (чертежи «планит»). В 1920—1925 гг. создает архитектоны (совместно с Чашником и Суетиным). Снят с поста директора ГИНХУКа (1926).

В конце 20-х гг. — поздний, постсупрематический период творчества Малевича, возврат к фигуративной живописи. Его фигуративные произведения «беспредметны» по своей сути — населяющие их образы существуют в границах космоса, в пространстве философского, протяженного времени. Во втором крестьянском цикле создает рассказ о собственной трагедии и трагедии целой эпохи. Мы видим фронтально застывшие фигуры крестьян, безликих с черными или цветными овалами вместо лиц. 1927 г. — везет выставку в Берлин через Варшаву. Возвращается в Россию. В 1929 г. — персональная выставка в ГТГ.

В 1932 г. создает экспериментальную лабораторию в Государственном Русском музее. Его работы включены в экспозицию выставки «Искусство эпохи империализма».

К числу последних работ Малевича относится «Автопортрет» (1933). Второе название — «Художник». Малевич изображает себя в костюме итальянского дожа. Его взгляд и жест руки исполнены значительности.

Умер 15 мая 1935 г. Урна с прахом установлена в супрематический гроб. Сам Малевич превращает свои похороны в ритуал, в символический акт: супрематический гроб был исполнен Н. Суетиным, на крышке он проектировал квадрат, круг и крест. Похоронный костюм: белая рубашка, черные брюки, красные туфли. Сам себе выбрал и место погребения. Похоронен под Москвой, в Немчиновке. На поле находится памятный знак в виде белого куба с красным квадратом. Большая часть наследия передана на хранение в Государственный Русский музей.

Мессианский дух, максимализм, свойственный деятелям авангарда, был характерен и для Малевича. Он отражал пафос преобразования мира искусства. Путь Малевича — одна из самых перспективных и плодотворных линий в авангарде.

Литература

Лукшин И. Ностальгия по абстракционизму // Искусство. 1985. № 11. Стригалев А. «Крестьянское», «городское» и «вселенское» у Малевича // Творчество. 1989. № 4.

Хан-Магомедов С. Пионеры советского дизайна. М., 1995. Казимир Малевич. 1878—1935. Каталог выставки. Л.-М. — Амстердам, 1988—1989.

Казимир Малевич. Художник и теоретик. Альбом. М., 1990. Дуглас Ш. Лебеди иных миров. К. Малевич и истоки русского абстракционизма // Советское искусствознание. Вып. 27. М., 1991. Егоров И. Казимир Малевич. М., 1990. Шатских А. Казимир Малевич. М., 1996.

Виктурина М. Секреты «Черного квадрата» // Наука в России. 1997. № 3.

Казимир Малевич в Русском музее. Каталог. СПб., 2000. В круге Малевича. Каталог. СПб., 2000.

Zhadova L. Malevich: Suprematism and Revolution in Russian Art, 19101930. London, 1982.

Simmons W.S. «Malevich's "Black Square": The Transformed Self» — Arts. Vol. 53. Oct. 1978. P. 116—141. Dec. P. 126—134.

Marcade J.-C. «K.S. Malevich...» The Avant-Garde in Russia. 1980. P. 20—24.

 
 
Яндекс.Метрика Главная Контакты Ссылки Карта сайта

© 2024 Казимир Малевич.
При заимствовании информации с сайта ссылка на источник обязательна.