Хронология 1878—1935

 

«Когда мы отвыкнем и перестанем ждать от картин изображения хорошеньких уголков природы, Мадонн и сочных Венер, тогда и только тогда мы увидим истинно живописную работу...»

Казимир Малевич, 1915

1878 — Казимир Северинович Малевич родился в Киеве 11 февраля 1878 года в семье выходцев из Польши.

Его отец трудился на заводах по очистке сахарного сырья. Поставленный перед выбором — работать на фабрике или в деревне, Малевич предпочитает третий путь: живопись.

1896 — Семья художника переезжает в Курск. Малевич знакомится с творчеством художников-передвижников. Начинает заниматься живописью в качестве художника-любителя. Копит деньги на переезд в Москву, работая чертежником в техническом департаменте московско-курской железной дороги.

1901 — Женится на полячке Казимире Зглейтс.

1904 — Едет осенью в Москву, где посещает Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В этом же году коллекционер Щукин приобретает первую в его собрании картину Матисса.

1905 — Вдохновленный работами Моне, Малевич работает в Курске на пленэре и пишет картины в стиле импрессионистов. Принимает участие в декабрьском восстании в Москве, сражаясь на баррикадах. Мятеж на броненосце «Потемкин».

1906 — Занимается в мастерской Ф.И. Рерберга с другими украинскими художниками. Смерть Сезанна.

1907 — Впервые принимает участие в выставке «Московского товарищества художников», где демонстрирует свои работы вместе с произведениями Бурдюка, Ларионова, Гончаровой, Кандинского и других авангардистов.

1908 — Показывает свои «Эскизы фресковой живописи» в «Московском товариществе художников». Троцкий, в период австрийской ссылки, основывает газету «Правда». Сюрваж с Архипенко переезжают в Париж.

1909 — На второй выставке «Золотое руно» Малевич открывает для себя не только работы фовистов, но и Большую обнаженную Брака — первое творение кубистов, появившееся в России. Второй брак с Софией Рафалович, дочерью врача-психиатра. Липшиц и Задкин переезжают в Париж.

1910 — Принимает в Москве участие в первой выставке русских примитивистов и последователей Сезанна, проходящей под названием «Бубновый валет». Первая абстрактная акварель Кандинского.

1911 — Начало периода неопримитивизма. Участие в «Первом Московском салоне». В Москву приезжает Матисс, чтобы проследить за размещением своих работ Танец и Музыка в доме коллекционера Щукина.

В Мюнхене Франц Марк и Кандинский основывают общество «Синий всадник» («Der Blaue Reiter»). Кандинский публикует работу о духовности в искусстве.

1912 — Ларионов и Гончарова отделяются от группы «Бубновый валет», считая ее направление чересчур «западным»; они учреждают объединение «Ослиный хвост», и Малевич принимает участие в выставках этого кружка. Ларионов публикует свой «Манифест лучиста». В. Бурлюк, Крученых, Хлебников и Маяковский распространяют манифест футуристов «Пощечина общественному вкусу», в котором они отстаивали право поэта на неограниченное словотворчество и словоновшество. Малевич отходит от Ларионова и сближается с футуристами, провозглашая себя кубофутуристом. Знакомство и дружба с Матюшиным.

1913 — Вступает в члены ассоциации художников «Союз молодежи», куда входят также братья Бурлюки, Татлин и другие. Создает картины, как бы покрытые металлом: Точильщик, Женщина с ведрами, Лесоруб. Проводит лето в Уусикиркко (Финляндия), в доме Матюшина, вместе с Крученых. Трое друзей-единомышленников публикуют манифест футуристов и сочиняют оперу «Победа над Солнцем».

В этом же году она ставится на сцене театра «Луна-парк» в Петербурге. Первые работы, относящиеся к «заумному реализму». Глез и Метсенже публикуют статью «О кубизме».

1914 — Участие в четвертой выставке «Бубнового валета» в Москве.

Три картины — Самовар, Портрет И.В. Клюна и Утро после грозы — отправляются в Париж на выставку «Салона независимых». Ларионов призывает забросать тухлыми яйцами Маринетти, лидера итальянских футуристов, приехавшего с визитом в Москву. Вместо этого Малевич является с крестьянской деревянной ложкой на лацкане. После объявления войны в августе он рисует «Лубки» — пропагандистские плакаты — возможно, в сотрудничестве с Маяковским, который пишет тексты.

1915 — На первой футуристической выставке «Трамвай В», организованной в Петрограде Иваном Пуни и его женой Ксенией Богуславской, Малевич выставляет неопримитивистские работы: Англичанин в Москве, Авиатор, Дама у афишного столба. Летом формулирует основные положения супрематизма и на «Последней футуристической выставке 0,10» выставляет 39 картин, включая и скандально известный Черный квадрат. Работа изумляет как критиков, так и зрителей. Публикует статью «От кубизма и футуризма к супрематизму. Новый живописный реализм». Ларионов и Гончарова уезжают из России в Париж.

1917 — После Февральской революции присоединяется к Объединению левых художников. Малевича назначают в комиссию по охране художественных ценностей Московского Кремля. Мондриан становится основоположником неопластицизма и учреждает журнал «Стиль» («De Stijl»).

1918 — Германия подписывает капитуляцию. Император Николай II расстрелян со всей своей семьей. Малевич пишет статьи для газеты «Анархия» и возглавляет студию Свободных художественных мастерских (СВОМАС) в Петрограде. Создает декорации для «Мистерии-Буфф» Маяковского. Тяжело переживает смерть Ольги Розановой.

1919 — На выставке «Беспредметное творчество и супрематизм» показывает свои холсты Белое на белом. Родченко отвечает серией Черное на черном. Малевич получает приглашение В. Ермолаевой и Эль Лисицкого и едет работать в Витебск в Народную художественную школу, которую возглавлял М. Шагал. В. Гропиус основывает «Баухауз».

1920 — Создание в Витебске группы УНОВИС (утвердители нового искусства); целью организации является распространение супрематизма и коллективное творчество. Рождение дочери Уны.

1924 — Малевич создает Институт художественной культуры, который получил статус государственного (ГИНХУК). В институте учредили пять научных отделов: отдел живописной культуры или формально-теоретический, руководимый Малевичем, органической культуры (Матюшин), материальной культуры (Татлин), экспериментальный (Мансуров) и общей методологии (Филонов). На XIV Биеннале в Венеции Малевич демонстрирует Черный квадрат, Черный круг, два Черных креста и 6 рисунков Планит. Смерть Ленина, образование «тройки», в состав которой входят: Сталин, Зиновьев и Каменев.

1925 — Малевич работает над своими Архитектонами вместе с Чашником и Суетиным. Женитьба на Наталии Андреевне Манченко. Татлин покидает ГИНХУК и переходит во ВХУТЕМАС в Москве. Эйзенштейн снимает фильм «Броненосец «Потемкин».

1926 — Как власти, так и консервативные художники АХРР выступают с нападками на деятельность ГИНХУК; Малевич уволен, а институт расформирован.

1927 — Нарком просвещения А.В. Луначарский назначает Малевича представителем Института художественной культуры в Германии. Малевич надеется добраться до Парижа.

Он уезжает из России, забрав с собой множество работ, и проводит март этого года в Польше, где его встречают как «блудного сына». С 29 марта Малевич находится в Берлине.

7 апреля Малевич посещает «Баухауз» в Дессау, директором которого был Вальтер Гропиус. Мохой-Надь убеждает «Баухауз» опубликовать перевод теоретических записок Малевича «Беспредметный мир».

В отсутствие художника творчество Малевича подвергают резкой критике в России. Малевич приезжает в Ленинград, где продолжает исследовательскую работу в Институте истории искусства, и в сотрудничестве с Чашником и Суетиным разрабатывает идею городов-спутников Москвы — Архитектоны. В качестве меры предосторожности Малевич оставляет свои работы и записки на Западе, поручив их Гуго Херингу. Перспектива возможной ссылки отнюдь не радует художника.

1929 — Малевича вынуждают покинуть Государственный институт истории искусства, однако он получает разрешение каждый месяц по две недели работать в Киевском художественном институте. В конце ноября на своей обзорной выставке в Третьяковской галерее в Москве Малевич показывает постсупрематистские новые работы, которые по форме и теме примыкают к его работам конца 1912 — начала 1913 года. Однако датированы они 1909 и 1910 годами. Он заново написал целый ряд картин, которые оставил в Германии, а также «улучшил» некоторые из незаконченных произведений. Троцкого высылают из Советского Союза. Сталин становится абсолютным и полновластным руководителем как Коммунистической партии Советского Союза, так и всей страны в целом.

1930 — Малевича на две недели задерживают для допросов. Друзья художника на всякий случай уничтожают часть архивов Малевича.

1931 — Новый поворот в судьбе: Малевич создает эскизы росписей Красного театра в Ленинграде, интерьер которого выполнен по его проекту.

1932 — Малевич получает экспериментальную лабораторию в Государственном Русском музее в Ленинграде, и художник остается на этом посту до своей смерти. Его работы включены в экспозицию выставки «Искусство эпохи империализма». Работы Малевича представлены на выставке «Советское искусство за 15 лет», проходившей в Государственном Русском музее, а затем в Москве под названием «Художники РСФСР за 15 лет».

1934 — Скончался друг Малевича Матюшин. Малевич тяжело болен и уже не может работать.

1935 — Пять из последних портретов Малевича демонстрируются на «Первой выставке ленинградских художников». В последующие годы в СССР не выставляется ни одна из его работ — вплоть до 1962 года. Проболев несколько месяцев, Малевич 15 мая умирает у себя дома в присутствии матери, жены и дочери. Городской совет Ленинграда берет на себя расходы по его похоронам. По соглашению с Русским музеем, в обмен на пенсию семье художника музей получает почти все полотна из мастерской Малевича. Тело художника помещают в созданный Суетиным супрематистский гроб и выставляют для прощания в окружении картин, написанных в различные периоды творчества. Затем поездом тело было перевезено в Москву. После кремации урна с пеплом была захоронена около дачи в Немчиновке. Место погребения отмечено белым кубом с черным квадратом, спроектированным и изготовленным Суетиным.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница

 
 
Яндекс.Метрика Главная Контакты Ссылки Карта сайта

© 2024 Казимир Малевич.
При заимствовании информации с сайта ссылка на источник обязательна.