Словарь геометрических форм

Сюжетную основу градостроительной живописи К. Малевича составляет геометрия, которая хорошо подходит и используется в супрематизме для того, чтобы выражать высшие закономерности мира. В градостроительных картинах художник применяет «двухмерные» изображения. Рисунок в этом случае создается с помощью линейного контура, который служит визуальной границей и разделяет внешнее (фон) и внутреннее пространство (фигуры).

Повторяя сезанновский принцип «представлять мир посредством простых геометрических форм», К. Малевич, в отличие от П. Сезанна, полностью обрывает связь своей геометрии с существующей реальностью. В результате его геометрические фигуры превращаются в полностью абстрактные формулы, которые вместе составляют своего рода «палитру» геометрических контурных фигур (подобный вариант алфавита используется позже в Баухаузе, у Т. ван Дусбурга, П. Мондриана и других художников).

Семантику геометрических фигур супрематизма связывают с философскими течениями; им приписывают ассоциативную связь с буддизмом, иудаизмом, теософией, физическими теориями.

Так, В.С. Турчин считает, что значения супрематических фигур наполнены теософским смыслом. Квадрат представляет знак ложи как таковой. Крест означает господство определенной веры (в данном случае супрематизма, который к ней приравнен), а также то равновесие полярных сил в мире, которое выражено в пересечении горизонтали и вертикали. Знак, состоящий из перекрестно расположенных черных и белых квадратов — элементов «шахматной доски» (таких, как в картине «Четыре квадрата»), — является обозначением Доски Мастера — атрибута его присутствия (таким же символическим орнаментом, состоящим из этих элементов, декорировался пол ложи)1.

Палитра геометрических фигур К. Малевича. Черный квадрат. 1923. Черный круг. 1923. Черный крест. 1923. Красный квадрат. 1915. Движение супрематического квадрата. 1920е. Продление супрематического квадрата. 1920-е2

При всей неоднозначности некоторых проводимых семиотических параллелей, несомненно то, что все геометрические фигуры супрематизма (квадрат, крест, круг, треугольник) в той или иной степени символичны и каждая обладает довольно строго закрепленным значением.

Наиболее ясно сам художник в своих теоретических работах говорит о значении квадрата — фигуры, которая сопровождает его на всех этапах творчества. Первоначально он вписывал в квадрат композиции своих картин, позже — стал использовать эту фигуру в качестве главного действующего лица. Квадрат обладает для К. Малевича качествами сакральности. Художник называет его «первоэлементом» супрематизма, «зародышем всех возможностей»3. Кроме черного квадрата, в словаре супрематизма существуют еще два — красный и белый. Все вмести квадраты составляют художественно-философскую триаду.

Из квадрата выводятся формы других ключевых фигур супрематизма. Круг, который К. Малевич называет «основным супрематическим элементом первым за квадратом, из которого возникают супрематические формы», появляется в результате вращения квадрата. Крест, в терминологии художника «третий основной супрематический элемент»4, является результатом перемещения черных и белых плоскостей. Динамические картины таких преобразований были показаны в поставленном Н. Коган «Супрематическом балете» и описаны в сценарии художественно-научного фильма «Живопись и проблемы архитектурного приближения новой классической архитектурной системы», там же приводятся рисунки, изображавшие превращения квадрата в круг, крест и пространственные формы супрематизма5.

Супрематические фигуры в концепции К. Малевича по своей значимости неравноправны. Они составляют определенную иерархию. На первом месте стоит квадрат как форма. Об этом, в частности, свидетельствует просьба художника, обращенная к Д. Штеренбергу в связи с предполагаемой выставкой русского искусства в Берлине: «...если вы все решили послать и меня на выставку, то я ставлю условием как идейным, так и моральным послать четыре мои работы, если конечно все будут представлены 4-мя, если же тремя, то и мои три, если двумя, то и мои две, но во всяком случае больше четырех вещей не посылать. Если 4, то прошу выставить: 1) Черный квадрат 2) Черный круг 3) Черные крестовидные плоскости и 4) белый квадрат. <...> Если же три, тогда Черный квадрат, Черный круг и белый квадрат. Если две — черный и белый квадраты»6.

К. Малевич. Таблица № 1. Формула супрематизма. 1913. Бумага, акварель, графитный карандаш. 54×367

Таким образом, в основе онтологической организации градостроительной живописи К. Малевича лежит своеобразный каталог, в котором классифицированы, систематизированы и типологизированы его формы и который определяет, как именно следует ориентироваться в его культурных смыслах. Сюжетные образы градостроительных картин представляют собой апробированные и изученные по своему воздействию решения, способные создавать иллюзию новизны и являющиеся удобным средством убеждения. У Эко называет такие приемы «утешительной риторикой»8. Геометрические абстрактные фигуры должны вызвать запрограммированную реакцию, убеждать адресата согласиться с тем, с чем он и так сознательно или бессознательно согласен, заставлять делать то, что он и так уже много раз делал.

Вместе геометрические фигуры супрематизма составляют универсальный словарь форм с широкими возможностями их комбинирования и построения композиции.

Примечания

1. Турчин В.С. Указ. соч. С. 223—224.

2. Малевич К. Собрание сочинений. В 5 т. Т. 2 / сост., предисл., ред. переводов, коммент. Г.Л. Демосфенова. М.: Гилея, 1998. С. 108.

3. Малевич К. Собр. соч. Т. 2. С. 109—110.

4. Sothsby's. Russian Twentieth Century and Avant-garde Art. London. 1987. 2th April. P. 78—79.

5. Малевич о себе. Современники о Малевиче. Письма. Документы. Воспоминания. Критика / авт. — сост. И.А. Вакар, Т.Н. Михиенко. В 2 т. Т. 1. М.: RA, 2004. С. 136.

6. Казимир Малевич в Русском музее.

7. Там же.

8. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию / пер. с итал. В. Резник, А. Погоняйло. СПб.: Симпозиум, 2006. С. 130.

 
 
Яндекс.Метрика Главная Контакты Ссылки Карта сайта

© 2024 Казимир Малевич.
При заимствовании информации с сайта ссылка на источник обязательна.